Ваш город

Новая система выдачи спецразрешений

Госдума приняла закон об улучшении системы выдачи специальных разрешений для большегрузов: по задумке правительства, они должны выдаваться гораздо более оперативно.

В подготовленном кабмином законе идет речь о крупногабаритном транспорте, а также транспорте, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 10% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось.

Как отмечается, большегрузы должны получать спецразрешения в Росавтодоре, при этом заявление о выдаче пропуска можно подать через портал Госуслуг. Выданные разрешения собираются вносить в специальный реестр. О начале каждой поездки заявители должны сообщить Росавтодор, указав дату в личном кабинете перевозчика. Отметки о поездках можно будет делать через мобильное приложение.

Согласно документу, правительство РФ будет утверждать правила движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. И, в том числе, порядок выдачи специальных разрешений на движение большегрузов, срок действия этих разрешений и порядок согласования маршрута. Кроме того, кабмин определит правила возмещения вреда, причиненного дорогам тяжеловесными ТС.

Законом также устанавливается обязанность владельцев автомобильных дорог по внесению в систему выдачи специальных разрешений актуальной информации о технических характеристиках автомобильных дорог, предельных допустимых весовых параметрах для транспортных средств при движении по ним.

Депутат ГД Павел Федяев напомнил, что с октября 2021 года уже осуществляется переход на оформление специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств в электронном виде.

«Какие мы сейчас наблюдаем результаты? Ну, результаты хорошие: если раньше мы оформляли разрешения неделями и месяцами, то сегодня срок действительно измеряется днями,- сказал он. - Если это крупногабаритный транспорт попроще - действительно один-два дня на получение разрешения; если транспорт тяжеловесный - чуть дольше, там есть объективные причины, надо нагрузки посчитать и платить за возможный вред. Но в целом сроки сократились, процедура стала понятнее. Кроме того, грузоотправитель сразу видит, есть ли где-то какой-то затык, какой это муниципалитет, какая это дорога, и сразу понимает, как нужно решать вопросы, куда идти».

Но есть еще проблемы, сказал он: не везде паспорта дорог внесены в единую систему, и не повсеместно одинаково работает электронный документооборот, ведь доступ к интернету «везде разный».

По словам Федяева, депутаты специально перед рассмотрением провели несколько совещаний с перевозчиками, с бизнес-сообществом на предмет, стали ли перевозки дороже при переходе на новую систему. «И ответ: нет, не стали. И перевозчики, и грузоотправители поддерживают полностью дальнейшее развитие этой системы. Система не вновь создаётся, она уже работает, просто её надо донастраивать, в принципе сейчас посредством данного законопроекта это и можно будет реализовать», - пояснил парламентарий.

«Автоматическое установление пути следования по маршруту без дополнительных согласований - это огромный плюс бизнесу, - объяснил депутатам замминистра транспорта Дмитрий Зверев. - Автоматический расчёт вреда дорогам - мы убираем человеческий фактор. И придаётся статус государственной информационной системе выдачи спецразрешений».

Говоря о целях проекта, он отметил, что в настоящее время в год запрашивается и выдаётся порядка 700 тысяч разрешений на движение крупногабаритных транспортных средств, и задача - чтобы до 50 % всех разрешений выдавалось в течение одного часа.

Зверев тоже заверил народных избранников, что никакой дополнительной нагрузки не будет. «Разрешительный порядок действует уже сейчас, наша задача - его упростить, - заявил он, - сейчас на это уходят недели, зачастую, если речь идёт о местных дорогах, ещё и не отражённых на карте, или же есть определённый фактор, желание увести соответствующую перевозку в серую зону, срок может достигать месяца. Наша задача - сократить и сделать максимально прозрачной для бизнеса данную процедуру».